Григорьева О.К.

 ГБДОУ детский сад №88  Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Григорьева О.К.

 

Изобразительное искусство как способ развития личности ребёнка.

Изобразительное искусство занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В младшем дошкольном возрасте ребёнок уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительные яркие эмоциональные, переживания . Обучение различным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которая воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни. Проблема воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание. Мы также стараемся приобщить наших детей и родителей к миру прекрасного и привлечь вас, уважаемые родители к совместному творчеству. В рамках данной программы, в детском саду проходят выставки коллективного сотворчества: родители и дети, дети и воспитатели.

Работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в образовательной среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым. Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем родителей. Отношения с родителями мы хотим построить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь, и поэтому сегодня мы хотим призвать всех вас к совместному воспитанию детей, к совместному творчеству, участию в жизни детей, в жизни детского сада. Вовлечение родителей в жизнь детского коллектива направлено на сплочение и решение важных задач, таких как воспитание гармонично развитой личности. Воспитатель, родители, дети - в таком единстве ребёнок понимает, что мир взрослых надёжный, крепкий и безопасный. Покажите ребёнку, что всё, что с ним происходит, является самым важным в вашей жизни. Рисуйте, пойте, мастерите, сочиняйте вместе с детьми, Участвуйте в выставках, конкурсах проводимых в детском саду, посещайте их, и вы получите массу удовольствия, и удовлетворение от совместно проведённого времени.

 

ИГРЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОВЕСТИ С ДЕТЬМИ ДОМА И В ДОРОГЕ.

 Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! В этой статье я хочу вам рассказать о простых играх, которые помогут вам скрасить ваше общение с вашими любимыми детьми или внуками. Не секрет, что дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому, мы должны иметь в запасе несколько игр, которые помогут скоротать время в дороге:

«ТИШЕ ЕДЕШЬ!» Эта игра так называется не потому, что машина, в которой вы едете, движется медленнее остальных, просто я предлагаю вам совместно с ребёнком считать, например, обгоняющие вас машины, идущие вам навстречу, машины определённого цвета или марки и не забывайте, что водитель в игре не принимает участие.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» В сшитый своими руками мешочек положите различные мелкие предметы, игрушки. Предложите ребёнку на ощупь узнать и назвать предмет. Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и способствует развитию обследовательских действий.

«ЧТО ПРОПАЛО?» Поставьте перед ребёнком несколько игрушек. Количество зависит от возраста ребёнка. Чем старше, тем игрушек может быть больше. Начинать предлагаю с 3-4 штук. Предложите ребёнку рассмотреть игрушки, затем закрыть глаза. Взрослый убирает одну или две игрушки, открыв глаза, ваш малыш должен озвучить пропажу. Так же, можно не только убирать игрушки, но и добавлять, плавно переходя в другую игру под названием «ЧТО ПОЯВИЛОСЬ?» «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» Взрослый называет число, а ребёнок должен назвать два последующих или предыдущих. Другие варианты: Назвать не два, а три последующих числа и не забывайте меняться ролями.

 «КТО БЫСТЕЙ» Приготовьте крупные бусины, пуговицы или любые мелкие предметы. По команде игроки в течение определённого времени должны откладывать по одному предмету из общей кучки в свою кучку. Побеждает игрок с наибольшим результатом. Усложнением в данной игре будет смена правой руки на левую руку.

«ПОЛИЦЕЙСКИЙ» Игру лучше проводить, если вас более трёх человек. Ведущий - полицейский описывает пропавшего человека. Выигрывает первый догадавшийся. Учите детей подробно описывать одежду, внешний вид. Данная игра способствует развитию внимания, мышления, воображения и зрительной памяти.

Совместные игры с детьми доставят вам много приятных минут и подарят хорошее настроение, заряд бодрости на целый день. Ваши малыши, будут вам благодарны за умение с ними играть в различных ситуациях, в дороге вы не будите скучать.

 

"ИСКУССТВО ОРИГАМИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ"

Оригами для детей – замечательная возможность не просто угомонить и увлечь малыша творчеством, но и дать возможность ощутить себя маленьким чародеем, который может творить чудеса.

Оригами для детей – не просто развлечение, а и очень заманчивое и полезное занятие. На первых этапах учебного процесса дети учатся работать с бумагой.

Оригами для детей помогает развить очень полезные и важные способности, это - мелкая моторика пальцев, пространственное мышление, воображение, координация движений и тонкая психомоторика. Работа с бумагой помогает малышу понять и оценить возможности своих рук, и даже стимулировать и развивать креативное мышление. Выполняя инструкции, ребенок приобретает навык следовать указаниям, что способствует более конструктивному взаимодействию с людьми. Складывание даже самых элементарных поделок из бумаги, развивает у ребенка логику, художественный вкус, усидчивость, внимание и умение доводить начатое дело до конца.

"Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  • Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  • Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин
  •  Своеволием
  • Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём". Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. в недовольстве, раздражительности, плаче. в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности: Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз! Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей: Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". Спокойный тон общения, без раздражительности. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: достигнуто не своим трудом. не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум). из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ: за поступок, за свершившееся действие. начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки). после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват). когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. когда вы сами не в себе.

 5 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  • наказание не должно вредить здоровью. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи). Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  • Надо наказывать и вскоре прощать.
  • Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  • Ребёнок не должен бояться наказания.

 

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

 

ЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

Кто же это? ПОЧЕМУ?

Тащат валенки ему,

Меховые рукавицы,

чтобы мог он руки греть,

Чтоб не мог он простудиться

И от гриппа умереть…

 

Одевать ребёнка красиво, чтобы он выглядел привлекательно,- закономерное желание родителей. Однако в погоне за красотой одежды, нельзя выпускать из виду, другие, не мало важные к ней требования- гигиеничность, удобство, целесообразность. Что мы имеем в виду, когда говорим о гигиенических требованиях к одежде? Одежда предохраняет ребёнка от различных воздействий окружающей среды: солнца, ветра, дождя. Правильно подобранная одежда сохраняет нормальное самочувствие ребёнка необходимое для растущего и развивающегося организма. При выборе одежды необходимо уделять внимание фактуре и качеству ткани. Синтетические ткани не рекомендуются т.к. они воздухонепроницаемые: скапливаемый воздух под одеждой, не имея достаточной «вентиляции», вызывает перегрев тела, усиленное отделение пота, который остаётся на коже ребёнка и может вызвать раздражение, возникновение простудных заболеваний. Для детей хороши хлопчатобумажные, ситцевые, трикотажные, шерстяные изделия- они мягкие, лёгкие. В них детям уютно, тепло, они не стесняют движений. Очень важно, чтобы одежда была подобрана по росту и размеру ребёнка. Если костюм велик, он делает ребёнка неуклюжим. Не допускается и узкая одежда, в ней ребёнок вынужден принимать неестественную позу: Согнутое туловище, приподнятые плечи. Дети начинают приспосабливаться к такой одежде, при этом нарушается правильная координация движений. НЕ допустимо одевать ребёнка небрежно. Костюм, платье должны вызывать у ребёнка быть опрятным, эту потребность надо вырабатывать с малых лет. Верхняя одежда для ребёнка должна быть тёплой, но не тяжёлой, тогда прогулки принесут ребёнку пользу и радость т.к. одежда не ограничит его двигательную активность. При подборе обуви важно учитывать сезон, климатические условия, фасон и материал, из которого сделана обувь. Обувь надо приобретать по размеру. Зимняя обувь может быть на один размер больше, чтобы можно было надеть носочки. В конструкции детской обуви большое значение придаётся заднику: он обеспечивает устойчивое положение пятки при движении. Не рекомендуется лакированная обувь, т.к. нога в такой обуви не «дышит».В обувь на резиновой подошве можно вложить стельку из кожи, фетра. Она хорошо впитывает влагу. Резиновая обувь не пропускает воду, воздух, поэтому её можно носить только в исключительных случаях, в сырую погоду.

ПОДБИРАЯ ДЕТЯМ ОДЕЖДУ, ВСПОМНИТЕ НАШИХ СОВЕТАХ И ВАШИ ДЕТИ БУДУТ ЗДОРОВЫМИ И ВЕСЁЛЫМИ.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

 

Развитие фантазии, воображения, мелкой моторики рук через изобразительную деятельность (лепка).

Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить различные предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, сказочные персонажи, создавая несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приёмы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным, дополнительным- бросовым материалом, подводя детей к максимальному развитию фантазии, воображения и мышления. Особое внимание к коллективным работам детей, где дети учатся планировать и согласовывать свои действия. Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику рук. Вот только не все дети любят и умеют лепить. Если ребёнок оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания шариков, колбасок, найдётся немало способов применения этому замечательному материалу. Предложите ребёнку то, от чего он наверняка не откажется, поиграть в пластилиновый теат

Дата последнего обновления страницы 12.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»