Ключникова Н.В.

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №88  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района        Санкт-Петербурга

Ключникова Н.В.

 

Фольклор в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т.д.

Формирование культурно – гигиенических навыков совпадает со становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Ребенку, чтобы овладеть этими навыками требуется много усилий. Для малыша это очень непросто.

Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Они окрашивают речь взрослого, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Именно поэтому мы предлагаем вам в повседневной жизни, общаясь с малышом, использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.



Предлагаем вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка.

Использование фольклора в режимных моментах:


1) Умывание:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2)Расчёсывание:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
3) "Приятного аппетита"
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
4)"Спать пора"
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.


              Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


Развиваем речь ребёнка

 

Любое занятие с ребёнком 2 лет по развитию речи лучше всего начинать с речевой зарядки – чтения небольшого стихотворения с одновременным выполнением соответствующих движений в медленном темпе. Если ребёнок не говорит, то его движения сопровождаются словами взрослого. Полезно, чтобы на каждом занятии звучала музыка, различная по темпу и громкости. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно. Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую – внимание ребёнка снова оживёт.

На третьем году жизни внимание ребёнка становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. Ни в коем случае не отказывайте ребёнку, если он просит прочитать его любимую книжку. Ребёнок начинает запоминать небольшие рассказы, короткие сказки, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Взрослому необходимо внятно и медленно произносить сложные слова так, чтобы ребёнок мог видеть артикуляцию и движение губ и языка. С помощью звуковых игрушек можно развивать слуховое внимание и фонематический слух: определение места звучания игрушки, определение звука в быту (телефон, чайник, шум воды, звонок в дверь), определение голосов членов семьи, звуков улицы (шум машин, дождь, гром, трамвай и т.п.), повторение сочетаний звуков и слогов.

По картинкам и на окружающих предметах ребёнку необходимо усваивать каждое из следующих понятий: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий и т.п. Определяйте вместе с ним величину предметов, сравнивайте их противоположные качества, обязательно называйте эти качества.

Для развития временных представлений постоянно употребляйте слова: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, названия дней недели и месяцев, времён года. Прививайте ребёнку интерес к определению времени. Можно сделать цветной циферблат с вращающимися стрелками и картинками основных режимных моментов (сон, завтрак, прогулка, обед, игры и т.п.).

Работа над количественными представлениями начинается с парных одинаковых картинок, на них отрабатывается понятие «одинаковый». Понятия «много – мало», «больше – меньше» даются при сравнении количества однородных предметов (кубиков, мячиков и т.п.).

Знакомить ребёнка с особенностями предметов можно не только по картинкам и в игре, но и во время походов на природу, в магазин, на почту. Не забывайте привлекать малыша к участию в бытовом труде: учите его накрывать на стол, мыть посуду, наблюдать и посильно участвовать в приготовлении пищи, уборке постели и квартиры, называя все предметы и объясняя свои действия.



В детский сад с энтузиазмом!


Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, лучшее время для подобного опыта – между 2,5 и 5 годами. Если у вашего ребенка достаточно товарищей по играм и имеются хорошие условия для прогулок на воздухе, а вам не надо ходить на работу, у вас нет особой необходимости отдавать его в детский сад. Иными словами, хоть детский сад и может быть хорошим дополнением к хорошему дому, он никогда не сможет ЗАМЕНИТЬ ребенку семью.

 

Если ваш ребенок старше или младше детей, с которыми обычно проводит время, и вы считаете, что разница в возрасте мешает ему приобрести необходимый опыт общения с товарищами, вы поступите правильно, если поищете для него хороший детский сад. Не рекомендуется отправлять ребенка в детский сад только для того, чтобы он приобрел там необходимые навыки, которые не удалось привить вам. Лучше, если вы будете считать детский сад своего рода клубом, который ваш ребенок посещает, чтобы играть там и развлекаться в обществе сверстников. Если он научится всему этому, значит, сделается контактным, общительным и потом без труда войдет в детский коллектив в начальной школе.

 

Никогда не отдавайте малыша в детский сад только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын (дочь) и без того почувствует, что в доме появился непрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного.

 

Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе – подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. И не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов в сутки. Расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Если у вас хорошие отношения с ребенком, он уже через два-три дня привыкнет ненадолго оставаться без вас; если же нет, дайте ему еще некоторое время освоиться со своим новым положением. Разумеется, все это гораздо сложнее проделать с 2-летним ребенком, чем с 4-летним.

Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Не расспрашивайте его без конца о том, что он там делал. На этот вопрос он неизменно ответит вам одно: «Ничего» или же: «Мы играли». Если вы все-таки хотите во что бы то ни стало допытаться, как же он проводит время в садике, задавайте ему точные, конкретные вопросы. Тогда ребенок почувствует, что жизнь детского сада вам близка и понятна, и захочет, чтобы вы тоже приняли в ней участие. Подметив, что больше всего нравится делать вашему ребенку в детском саду, постарайтесь и дома предложить ему такие же интересные занятия и развлечения.

Конечно, хорошо приучить ребенка к пунктуальности во времени, не опаздывать в детский сад, только не стоит в этом усердствовать.

Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и рассудительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше, если ребенок посещает все время один и тот же детский сад. Один раз поменять его – не страшно, но 6 или 7 раз – это уже вредно.

В заключение хочется повторить, что самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.


 


Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения