Шковранкова О.А.

 ГБДОУ детский сад №88  Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Шковранкова О.А.

 

Как не обидеть воспитывая.

Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности. Отношение родителей и детей строятся на эмоциях, определяются глубиной привязанности друг к другу. Однажды я наблюдала некрасивую сцену: отец при посторонних отчитывал своего сына лет пяти. Отцу казалось, что все окружающие люди смотрят на него с одобрением: «Вот какой хороший воспитатель!». Мальчик готов был провалиться сквозь землю, но не потому, что ему стыдно за свои проказы, а потому, что вокруг были люди и он чувствовал себя униженным. Можно и нужно поругать ребенка за провинность, но если вы с ним один на один. Он тогда не будет думать о том, что же скажут или подумают окружающие, а сконцентрируется на том, что же плохого он сделал и исправится. Основываясь на собственный опыт и на свои наблюдения за детьми и родителями, могу сказать, что многие делают большую ошибку: в садике, в раздевалке успевают поругать своего малыша при посторонних родителях, детях или воспитателях. Именно в этот момент ребенок обижен на свою маму или папу: что же теперь про него подумают другие, если родители ругают. Ребенок пытается взять за руку и увести, либо просто убежать из жуткого, по его мнению, окружения осуждающих его людей. У детей 4-5 лет происходит становление личности, созревает эмоциональная сфера, именно в этом возрасте ребенок особенно чувствителен, у него появляется новое ценное чувство – чувство совести. В этом возрасте ребенку может впервые стать стыдно, у него появляется страх потерять любовь значимых для него людей. Между родителями и детьми начинает складываться система эмоциональных отношений. В этот момент надо дать понять ребенку, что вы никогда не предадите его, вы – друг, вы – его опора и на вас можно положиться. Меньше всего он ожидает от вас унижения. В его душе рождаются новые переживания, которые вызываю жалость, тревогу и чувство вины. Излишнему формированию чувства вины часто способствуют именно родители. От того, как они будут реагировать на затеи ребенка, зависит перевес качеств в его характере. В этом возрасте закладывается фундамент его психологического развития и родители должны тонко чувствовать своего ребенка, не развить в нем комплексы, неуверенность, то, что он унесет с собой во взрослую жизнь. Пятилетка должен сам разобраться в своих чувствах и возможностях, моделируя свою манеру поведения в зависимости от характера, а родители должны направить, показать, не сломав, не задавив, не унизив своего маленького «борца». Родитель обеспечивает удовлетворение не только физиологических потребностей, безопасности и защиты, но и потребностей более высокого уровня – принадлежности, любви, уважения. Как вы будете относится к своему малышу, такое же отношение будет и к вам впоследствии. С первых дней жизни ребенка надо уважать его как личность. Любите своих детей, будьте им не только родителем, но и лучшим другом. Как бороться с нечитайками. Уже сформировалось молодое поколение, растущее без книг, не умеющее по-настоящему говорить и читать. Вернутся ли былые приоритеты? Вернется ли ценность книги? Почему детское чтение отошло на задний план? Ответ очевиден каждому: средства массовой коммуникации и компьютерные технологии заменили все. Интернет, мультфильмы (далеко не обучающие и не добрые), компьютерные игры (жестокие и дерзкие) вытесняют книгу. Некоторых родителей очень забавляет тот факт, что их 2-3 летний малыш «уже часами сидит за компьютером и играет в разные игры». Так почему же ребенок должен потом взять книгу в руки, если компьютер гораздо проще, и он к нему привык? И все-таки это противоестественно. Наша ментальность такова, что приобщение детей к художественному слову начиналось в раннем возрасте. Свидетельство тому – богатейший детский фольклор, сопровождавший ребенка в первые годы жизни. Он нес в себе традиции того народа, к которому он принадлежал, он развивал и воспитывал, доставлял эстетическое наслаждение. Малышу важен звук, интонация материнского голоса, телесный контакт с ней. Сначала мать должна рассказывать, читать, впервые показать ребенку книгу. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Дети 3-4 лет отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, в этот-то момент и надо дать им книгу, а не планшет, показать на собственном примере любовь к литературе и литературным произведениям. Часто родители жалуются на то, что их ребенок любит глупые мультики, а не книги, значит неправильный пример был дан в семье, ведь в детском саду главное средство воспитания и обучения это книга. Дети открыты и любознательны, им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций. Они эмоционально отзывчивы, они сопереживают художественному слову, волнуются, следят за развитием сюжета. И все это приобщение к литературному вкусу ребенка в детском саду обрывается на корню наличием хорошего планшета дома. Компьютер может быть у вас дома, но он не должен заполонять все мысли и сознание ребенка. Чрезмерное «сидение» за компьютером портит не только психику, нервы и зрение, но и отбивают охоту к чтению или прослушиванию литературных произведений. Читая детям 4-5 лет какое-либо литературное произведение, я часто слышу фразу: «У меня есть такой мультик». Глубокое по содержанию произведение, которое может быть интересно детям само по себе, низводится до уровня легковесной забавы. А хотелось бы услышать: «Мне это мама уже читала». Легче включить мультик и посадить перед телевизором, а самой заниматься своими делами, чем почитать ребенку, это известно, но только откуда жалобы впоследствии на то, что ребенок не читает, не любит книги, ведь модель поведения сформировали вы сами. «Только 7% родителей регулярно читают книги своим детям, а ведь когда-то таких было большинство, 80%» ( Известия. 2007. 21 ноября. С.2), и это 2007, а уже 2013, и лучше не становится. Даже со своей патологической любовью к чтению, я не пытаюсь противостоять общественному мнению и отношению к чтению. Я не могу изменить систему нынешнего гуманитарного образования, но призываю любить слово, любить книгу, чтобы постоянно развивать умение мыслить и не разменять себя как нравственную личность, родители сами частично могут решить проблемы детского «нечтения». Приобщайте детей к малым жанрам фольклора, к русским народным сказкам, читайте литературные сказки А.С. Пушкина, К.Чуковского, Э.Успенского, стихотворные произведения А.Барто, С.Маршака, А.Майкова, рассказы Л.Толстого, В.Сутеева и т.д. Дети способны слушать понравившиеся произведения многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Читайте им, показывайте яркие иллюстрации, формируйте с ранних лет литературный вкус вашего ребенка.

Дата последнего обновления страницы 15.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»